Экологическое образование в техническом вузе: задачи, проблемы и некоторые пути их решения

Лобанова З. М.

АлтГТУ, Барнаул

В начале III тысячелетия нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит, и опасность сложившейся в мире экологической ситуации. Виновником экологического кризиса на Земле стал человек. Он же является как субъектом, так и объектом последнего. Выживание человека в условиях глобального экологического кризиса, несомненно, зависит от научных знаний, внедрения в практику новых технических достижений. Но эти достижения не смогут принести ожидаемых результатов тов без опоры на нравственное воспитание и определенные культурные традиции. Общество в последние годы годы пришло к осознанию важности экологического образования и воспитания. В настоящее время в России сложилась система непрерывного экологического образования, вышли хорошие пособия, разработаны принципы, методы и формы экологического образования. Но, к сожалению, экологическое образование часто носит чисто ознакомительный, необязательный характер, поэтому, прослушав курсы экологичес кой направленности, сдав зачеты или экзамены, студенты успешно их забывают. За последние годы ос новная часть населения России получила в том или ином виде достаточные экологические знания, и мы должны бы уже жить в благоприятной экологической обстановке, но действительность говорит о другом. И как же может быть иначе, когда тестирование, которое было проведено нами среди студентов первого и четвертого курсов АлтГТУ, а также на факультете повышения квалификации работников предприятий по БЖД, показало, что как студенты, так и работники предприятий считают, что природоохранной деятельностью должны заниматься только специалисты (76%, 71%, 74%). Это подтверждает вывод, к которому приходит все большее число исследователей: экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Экологическое образование не достигает своей цели на всех ступенях - детский сад, школа, вуз, производство. И причина этого не в самой системе экологического образования, а гораздо глубже. У экологического образования отсутствует фундамент, в основу которого должны быть положены общечеловеческие ценности, нормы морали и нравственности, понятия этики и эстетики, любовь к своей малой Родине. Без этого знания, полученные при изучении курса"Экология", не останутся в голове. Основной целью экологического образования должно быть формирование экоцентрического мировоззрения, которое бы создавало экологическое сознание, для которого характерны такие особенности, как:

высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Характер их взаимоотношений определяется своего рода "экологическимимперативом": правильно и разрешено только то, что не нарушает существование в природе экологического равновесия;

природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком;

развитие природы и человека должно идти через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную),

деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и т.д. Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.

Сформировать это новое экологическое сознание, является целью экологическогообразования. Экоцентрическое мировоззрение должно направлять общество на коэволюционный путь развития. Но сформировать это мировоззрение невозможно в рамках одних курсов "Экология", необходимо расширять экологическую составляющую, включив в нее социальную экологию и экологию человека, дополнить экологическое образование параллельным изучением этики, эстетики, включить в основные дисциплины экологические вопросы применительно к специальности. Для того чтобы определить направленность этой работы на разных факультетах, для различных специальностей, нужно знать, каким же уровнем экологического сознания обладают студенты. Вработе по психодиагоностике уровня экологического сознания, которую мы проводили в течение трехлет со студентами специальности "Профессиональное образование",нами был использован метод анкет. Использовалисьанкеты "Природа и мы", "Природа, экология и мы", "Мы идем в поход", разработанные совместно со старшим преподавателем кафедры социологии Алт ГТУ Щепочкиной Е. М., учителем школы- гимназии ©69 Трояновой Г. В. Анкета "Мы идем в поход" предназначена для определения уровня усвоения навыков экологически обоснованного поведения на природе учащимися 5 - ых классов. Для обработки результатов опросов с помощью ПЭВМ, были написаны программы на языке программирования Borland Delphi 3,0, рассчитанные на два типа пользователя- преподавателя, студента, учащегося. Для изучения уровня экологического сознания потенциальных абитуриентов студентами в период преддипломной практики были проведены исследования в ряде школ, ПУ, лицеев, колледжей города и края. Так, например, при проведении анкетирования с использованием анкеты "Природа, экология и мы" в 11-а 11-б классах школы ©2 г. Камня-на-Оби, лицее ©19 г. Барнаула (1 курс, профессия - швеи-закройщики верхней одежды, в группе одни девушки) были получены следующие результаты: -природа занимает важное место как у учащихся лицея (67%, 73%), так и у учащихся 11-х классов (40%, 50%), довольно важное (58%, 50%). Правда следует отметить, что 18% учащихся лицея все-таки считают, что природа играет в их жизни скорее не важное место; -большинство учащихся волнуют вопросы охраны природы, состояния окружающей среды (75%, 73%, 92%, 91%); -наряду с тем, что у многих учащихся отмечается высокий интерес к проблемам ок-ружающей среды, часть их затруднилась ответить на этот вопрос (25%, 27%, 8%, 9%). Здесь можно отметить более высокийуровень учащихся 11-х классов; - на вопрос: "Что такое экология?",- правильно ответили (42%, 27%).учащихся лицея, 83% -11-a класса (лицейский класс), 32% - 11-6 класса. У учащихся преобладает распространенное мнение, что экология - это "наука об окружающей среде". Высокий про-цент правильных ответов в 11-а классе объясняется общим высоким уровнем развития учащихся физико- математического класса. Аналогично можно отметить более высокий уровень знаний по экологии учащихся 11- х классов и учащихся лицея 2-ой группы. Большинство изних правильно ответили на вопрос: "Что такое ноосфера?"  - по вопросу об ответственности молодежи за сохранение природы нашей страны в интересах настоящего и будущего поколений большинство респондентов считают, что современная молодежь не в полной мере ощущает всю ответственность (42%, 45%, 58%). Следует отметить, что 36%, 50% учащихся лицея затруднились ответить на этот вопрос. 73% учащихся 11-6 класса считают, что современной молодежи присуще чувство исторической ответственности за сохранение природы, но при этом большинство в классе не знают, что такое за наука- экология; - понимая недостаток своих экологических знаний, большинство учащихся считают, что они должны их углублять (42%, 55%, 58%, 91%). При этом эти знания большинству учащихся нужны для здорового образа жизни (83%, 82%, 42%, 45%) и детального пони-мания экологической обстановки в месте проживания; -для углубления своих экологических знаний учащиеся считают целесообразным усилить учебную программу специальными экологическими учебными курсами (42%, 27%, 50%, 64%). При этом среди учащихся лицея достаточно высок процент (33%, 36%) тех, кому все равно, будут или нет, введены такие курсы; -основную экологическую информацию учащиеся лицея и школы (83%, 91%, 75%, 68%) получают из телевизионных программ. Следует отметить, что школьники получают экологическую информация также из научно-популярной литературы (33%, 9%),и газет и журналов (25%, 14%). Тогда как среди учащихся лицея очень низок процент читающих научно-популярную литературу (0%, 25%), а также газеты и журналы (8%, 0%). В рамках этой работы было проведено также анкетирование студентов первогои четвертого курсов специальности "Профессиональное обучение" с использованием анкеты "Природа и мы". Всего в анкетировании приняли участие 73 чел. Изучение результатов опроса позволило сделать следующие выводы: - у всех студентов природа занимает важное и довольно важное место в жизни (93%- 1 курс и 82%- 4 курс); - их тревожит состояние окружающей среды (88% и 76% соответственно); - они стремятся к углублению своих экологических знаний (42% и 49%). Это стремление объясняется, прежде всего, необходимостью вести здоровый образ жизни (50% и 49%). - в то же время студенты считают, что природоохранной деятельностью должны заниматься специалисты (76% и 71%). -не смотря на то, что природа занимает важное место в их жизни, большинство студентов не готовы пожертвовать даже 1% своего благосостояния в случае, если экологиче-ская катастрофа произойдет через 20 лет (лишь15% и 28%). - общим у студентов 1 и 4 курсов является то, что все они принимали участие в субботниках, они не оставляют после себя мусор при выездах на природу, но в то же время проходят мимо в случае, если кто-то мусорит, ломает деревья (50% и 81%). - большинство студентом ответили правильно на вопрос: "Что такое экологическая культура?"(67% и 78%). Однако результаты исследований показали, что знания, интерес к вопросам окружающей среды носит словесный характер, не приводят к практическому участию в охране окружающей природной среды. О том, что экологическое образование должно быть непрерывным, никто не спорит. Ввузе преподавание курса "Экология" должно реализовываться на основе школьных экологических знаний. Школа должна играть определяющую роль в экологическом образова-нии. К сожалению, тестирование, которое мы проводим на первом занятии покурсу "Экология" с целью определения уровня остаточных школьных экологических знаний, показывает, что подавляющее большинство абитуриентов не владеют основными экологическими понятиями, у большинства выпускников вызывает затруднение такие основные экологические понятия, как "биосфера", "экология", "экосистема", "биотоп", "биоценоз" и т.д., об этом говорят и результаты анкетирования (хотя данные варьируют, зависят от специальности, типа классов, который закончил студент, от того на какой основе он поступал и т. д.). Отсюда задачи, стоящие перед экологическим образованием в вузе, чрезвычайно сложны: восполнить пробелы в школьном экологическом образовании, поднять уровень экологических знаний, попытаться сформировать новый тип экологического сознания. Задача эти сложные, очень важные, решать их чрезвычайно сложно, т. к антропоцентрическая парадигма мышления глубоко проникла в современное сознание, люди не хотят от нее отказываться, да и обстановка в стране не способствует этому. В России отношение к экологическому долгу перед будущим находится на очень низком уровне, хотя оснований для тревог у нас достаточно. Это можно понять, так как экологические тревоги заслонены сейчас другими заботами, которые кажутся людям более насущными. Об этом говорят и результаты анкетирования. Среди наиболее важных социальных и экологических проблем, стоящих перед человечеством в настоящее время, учащиеся лицея отмечают, прежде всего:

Учащиеся школы выделяют следующие проблемы:

Приведенные выше результаты можно объяснить возрастными особенностями учащихся лицея (14-15 лет), характером социальной среды, более высоким уровнем общего развития учащихся 11-х классов. Процесс формирования экологического сознания задача чрезвычайно трудная, роль педагога в еереализации ведущая. Выпускники АлтГТУ специальности "Профессиональное образование"  будут обучать будущих рабочих в различных областях производства. Поэтому развитию их экологического сознания должно уделяться особое место. В экологической психологии под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Для определения основных направлений экологизации основных учебных курсов необходимо проводить психодиагностику характера и уровня экологического сознания студентов. Нами в работе был использован опросник "Натурафил", разработанный С.Д. Дерябо (С. Д. Дерябо. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. -М: МП-СИ, 1999.-304 с.) и, который предназначен для диагностики уровня развития и структуры интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности. Под интенсивностью отношения понимается его структурно- динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Опросник включает четыре основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному (ПА), когнитивному (К), практическому (Пр) и поступочному (Пс), а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции (НЭ). Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу "Да - Нет"), всего 50 пунктов. Для обработки результатов опросов на ПЭВМ нами была разработана программа, позволяющая определять тип экологического сознания по уровню интенсивности отношения по четырем шкалам, результаты по каждой шкале переводить в стандартную шкалу станайнов, что позволяет сравнивать между собой студентов различных курсов, определять уровень их натуралистической эрудиции. Программа написана на языке программирования Borland Delphi 3,0 и рассчитана на два типа пользователя- преподавателя и студента. Результаты опроса позволяют определить основные направления работы по формированию экологического сознания студентов. Исследование проводилась среди студенты первого и третьего курса АлтГТУ специальности "Преподаватели информатики". Всего было опрошено 46 человек, которые отвечали на предложенные вопросы и отмечали свое мнение в бланках. В результате обработкиданыбылиполученыследующиерезультаты(средниепоказателипогруппе):Третийкурс:ПА=6;К=5;Пр=5;Пс=5;НЭ=6; Интенсивность отношения = 54. Если же смотреть в процентном соотношении, то имеем следующие данные: Напервомкурсеэтойжеспециальностибылиполученыследующиерезультаты:ПА==5;К=3;Пр=4;Пс=3;НЭ=6. Интенсивность отношения = 44 В процентном отношении: Сравнив результаты исследования, мы пришли к следующим выводам: - во-первых, определенно можно сказать, что студенты третьего курса обладают более высоким уровнем экологического сознания; - во-вторых, в шкале натуралистической эрудиции у них отсутствует показатель ниже среднего уровня, что говорит о сформированности когнитивного компонента сознания, в отличие от эмоционального компонента; - по сравнению с первым у третьего курса уровень показателей по шкале натуралистической эрудиции вырос, что напрямую связано с когнитивной шкалой. Действительно, если сравнить средние результаты двух групп по когнитивной шкале, то у третьего курса балл выше. В результате проделанной работы можно сделать вывод, что система экологического образования будущих педагогов должна претерпевать изменения. Прежде всего это касается психологических дисциплин. Для специальности"Профессиональное образование" читаются следующие курсы: Экологическое образование, целью которого является формирование экологической личности, - одно из важнейших на рубеже тысячелетий, на его основе происходит становление человека 21 века. Для нас это особенно важно, так как Алт ГТУ готовит ученых, инженеров, которые, - по словам В.И. Вернадского, - "не должны закрывать глаза на возможныепоследствия их работы, научного прогресса". Поэтому экологическое образова-ние в техническом вузе должно характеризоваться междисциплинарным подходом, включать мировоззренческие, политические, нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личности человека. Для рассмотрения, экологических проблем есть место практически во всех дисциплинах: от философии и социологии до спецдисциплин. Экологические проблемы становятся настолько серьезными, что для формирования нового экологического сознания необходимо задействовать все каналы воздействия на личность. Передача знаний, умений, навыков - это задача специалистов: преподавателей экологии, но вот формирование отношения к природе, готовность выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности - это задача всех педагогов. Характер экологического сознания каждого выпускника в дальнейшемможет оказаться "небезразличным" для природы, даже если он и не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет "простыминженером". Последний должен быть элементарно экологически образован:

На реализацию этих задач должно быть направлено экологическое образование не только в вузе, но и на всех ступенях - детский сад, школа, вуз, производство.

перейти на главную страницу