Глава 2 Антропогенное воздействие на биосферу

 

 

   Сказал человек Вселенной: «Я существую!»

«И все же,- Вселенная ответила,-

Сей факт во мне не пробуждает чувство долга.

 

Стивен Крейн

 

   А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плод деяний их.

Михей 7, 13

 

Невежество - вот, без сомнения, первый главный

источник почти всех наших несчастий, особенно с тех пор, как мы стали жить общественной жизнью.

Ж. Б. Ламарк   

 

 

2.1 Загрязнение атмосферы

 

 

На территории Алтайского края зарегистрировано 5093 предприятия, в т. ч 3026 имеют выбросы в атмосферу…На каждого жителя края в 2000 г. в среднем пришлось 94 кг вредных веществ.

Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей природной среды Алтайского края в 2000 г.

 

Вопросы для повторения:

 

1.            Какие виды антропогенных воздействий на биосферу вы знаете?

2.            Объясните, как вы понимаете, что такое загрязнение природной среды?

3.            Какие два вида загрязнений природной среды вы знаете? Что является их причинами?

4.            Какие виды антропогенных загрязнений вы знаете?

5.            Что такое физическое загрязнение?

6.            Что такое химическое загрязнение?

7.            Что такое биологическое загрязнение?

8.            Что такое визуальное загрязнение?

9.            Что такое механическое загрязнение?

10.       Какие основные естественные источники загрязнения атмосферы вы знаете?

11.       Какие основные антропогенные источники загрязнения атмосферы вам известны?

12.       Какой состав имеет атмосфера Земли?

13.       В чем значение атмосферы в жизни Земли?

14.       Какие глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы, вы знаете?

15.       Почему проблема разрушения «озонового экрана» носит глобальный характер? Назовите основные вещества, разрушающие озон в стратосфере.

16.       Объясните физический механизм возникновения явления «парникового эффекта»?

17.       Каковы основные последствия «парникового эффекта» для функционирования биосферы?

18.       Перечислите, какие вещества – загрязнители наиболее часто содержатся в атмосфере городов и в солнечную погоду вызывают фотохимический смог? Назовите основные источники этих веществ.

19.       Каковы основные источники и последствия экологической проблемы кислотных дождей?

20.       Назовите основные причины глобального потепления климата на Земле?

 

 

Прокомментируйте следующие высказывания:

 

1.            Смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча - пустыню».

2.            «Экологическая проблема – это противоречие, возникающее при нарушении равновесия в системе «живая система – окружающая среда».

3.            «Серость наших городов агрессивна. Зрительное пространство, окружающее нас, бедно и невыразительно. Оно складывается преимущественно из прямолинейных конструкций строительной индустрии». В каких местах вашего города, поселка это утверждение недействительно?

4.            «Избы и церкви… зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением… Золотая маковка не только издали светилась, как яркая, веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе… Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном».

Д. С. Лихачев.

Прокомментируйте это высказывание на примере одного из исторических памятников своего города.

 

 

Выполните следующие задания:

 

Задание 1 Антропогенное непосредственное влияние на наземные растительные сообщества проявляется (по Пономаревой И. Н.) в следующем:

·       завоз новых видов растений (акклиматизация);

·       сокращение ареалов видов растений;

·       распашка земли;

·       вырубка лесов;

·       выжигание, пожары;

·       выпас домашних животных;

·       выкашивание;

·       осушение;

·       орошение и обводнение;

·       горные разработки;

·       действие дымов, газов и других вредных примесей в воздухе;

·       промысел животных, связанных с растениями;

·       создание культурных фитоценозов и агроценозов;

·       охрана растительного покрова;

·       охрана редких и экзотических видов и др.

Приведите примеры, конкретизирующие влияния этих и других факторов на растительные сообщества.

 

Задание 2 Анализируя точки зрения разных ученых на проблему разрушения озонового слоя (проблема «озоновых дыр»), заполните таблицу 2. 1:

 

 Таблица 2. 1 - Характеристика экологической проблемы разрушения

озонового слоя Земли

 

Возможные причины проблемы

Вероятный механизм возникновения проблемы

Возможные последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3 Дайте краткую характеристику экологической проблемы «кислотных дождей» заполнив таблицу 2. 2:

 

Таблица 2. 2 - Характеристика проблемы «кислотных дождей»

 

Возможные причины проблемы

Вероятный механизм возникновения проблемы

Возможные последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4 Анализируя точки зрения разных ученых на проблему изменения климата («парникового эффекта») заполните таблицу 2. 3:

 

Таблица 2. 3. - Характеристика проблемы «парникового эффекта»

 

Возможные причины проблемы

Вероятный механизм возникновения проблемы

Возможные последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Задание 5 Основной градообразующей базой является промышленность, которая стимулирует развитие транспорта. И промышленность и транспорт ответственны за сильное загрязнение городской среды.

1.                                                     Сформулируйте определение понятия «загрязнение»

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

 

2.                                                     Заполните пустующие блоки в схеме:

 

1

 

3.                       Продолжите список основных веществ – загрязнителей воздуха: диоксид серы,

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Когда мы сжигаем ископаемые виды топлива – уголь, торф, сланцы, нефть, газ, мы получаем тепло, электроэнергию для производства и бытовых нужд. Ископаемое топливо стало нашим верным помощником, и умение извлекать из него энергию совершенно изменило нашу цивилизацию. Энергия принесла многочисленные удобства и комфорт, но ее производство связано со многими серьезными экологическими проблемами. Назовите их:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Задание 6

На территории любого населенного пункта можно выделить зоны сравнительно острой экологической ситуации. Рассмотрите карту своего села, поселка, города и проведите анализ экологической ситуации в месте своего проживания:

1.                       Определите, какие виды промышленного (сельскохозяйственного) производства связаны с загрязнением воздушного, водного бассейнов, почв, где они расположены?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.                       Выделите основные наиболее загрязненные районы Вашего населенного пункта

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Перечислите, какие вещества – загрязнители наиболее часто встречаются в этих районах?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какое воздействие они оказывают на человека?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Предложите пути решения проблемы загрязнения воздушного бассейна вашего города (села, поселка)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 7 «Город просит тишины». Шумовая «симфония» города складывается из многих составляющих: грохота поездов, трамваев и гула самолетов, троллейбусов, рокота строительной техники, шума заводских цехов, музыки дискотек, кафе и ресторанов. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, которое на общем фоне дает 80% шумового загрязнения. От шума не умирают. Но это очень большой фактор риска. Работающие в шумовом дискомфорте люди, как правило, страдают ухудшением слуха. Шум способен поднять и кровяное давление, причинить ущерб сердечно – сосудистой системе, снизить иммунный барьер в организме человека, вызвать раздражительность и быструю утомляемость.

Какие виды человеческой деятельности относится к наиболее шумным? Предложите меры по снижению шума на вашей улице (дворе)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 8  Используя материалы главы 2.1 основного пособия, заполните таблицу 2. 3:

Таблица 2. 3 Состав атмосферы Земли

Газы, входящие в состав атмосферы

Содержание газов (в %)

Роль газов в природе

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

 

Задание 9 Ежегодно осенью в городах и поселках начинают полыхать и коптить костры из опавших листьев и мусора. Внешне города становятся ухоженными, прибранными. Но природе наносится непоправимый вред.

Попытайтесь объяснить с экологической точки зрения, почему нельзя сжигать опавшие листья?

Предложите программу (проект) сохранения опавших листьев в городе.

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

 

 

Задание 10  Рассмотрите рисунок 2.1. Какую экологическую проблему он иллюстрирует? В чем опасность этого явления для биосферы?

 

Отражение теплового излучения Земли:

При нормальном состоянии атмосферы:   При сильно загрязненной атмосфере:

 

Документ5

 

Рисунок 2. 1

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

 

Задание 11 Рассмотрите рисунок 2. 2 и опишите результаты воздействия кислотных осадков на экосистемы:

1.            Водные_______________________________________________________

__________________________________________________________________ 

 

2.  Земные_________________________________________________________   __________________________________________________________________ 

 

3. Почвы__________________________________________________________

__________________________________________________________________ 

 

4. Архитектурные памятники, здания, сооружения ______________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 

Рис%207

 

Рисунок 2. 2- Влияние ТЭС (теплоэлектростанций) на биосферу

 

 

Тесты:

1.       Загрязнение – это

a)       разрушение природных систем;

b)      изменение ландшафтов;

c)       привнесение в среду или возникновение в ней новых, не характерных для нее факторов;

d)      изменение природных форм.

2.       Антропогенное загрязнение бывает:

a)       естественным, физическим, химическим, механическим, визуальным;

b)      механическим, физическим, химическим, биологическим, визуальным (эстетическим);

c)       биологическим, химическим, физическим, механическим;

d)      визуальным (эстетическим), естественным, химическим, физическим, механическим.

3.       Физическое загрязнение бывает:

a)       тепловым, шумовым, световым, электромагнитным, радиоактивным;

b)      механическим, шумовым, световым, тепловым, радиоактивным;

c)       волновым, тепловым, радиоактивным, шумовым;

d)      световым, электромагнитным, радиоактивным, шумовым, вибрационным;

4.       Химическое загрязнение – это загрязнение:

a)       новыми химическими веществами или повышение концентрации присутствующих в природе химических веществ;

b)      веществами, взаимодействующими с клетками живых организмов;

c)       веществами, ядовитыми по отношению к живым организмам;

d)      веществами, не встречающимися в природе.

5.       Буроватое (иногда сизоватое) облако, которое можно наблюдать в солнечные дни над городскими магистралями, - это

a)       смесь углекислого газа с воздухом;

b)      фотохимический смог;

c)       смесь сероводорода с воздухом;

d)      нет правильного ответа.

6.       Фотохимический смог образуется в солнечные дни над крупными городами в результате фотохимических реакций между:

a)       углекислым газом и азотом;

b)      оксидами азота и углеводородами выхлопных газов;

c)       азотом воздуха и углекислым газом;

d)      озоном и кислородом воздуха

7.       Какой из перечисленных ниже источников вносит наибольший вклад в антропогенное повышение в атмосфере концентрации углекислого газа:

a)       извержение вулканов;

b)      автотранспорт;

c)       химическая промышленность;

d)      теплоэнергетика.

8.       Если собрать весь озон атмосферы в единый слой при давлении 760 мм. рт. ст. и температуре 20 0 С, то его толщина составит:

a)       1-2 м;

b)      5 см;

c)       2,5-3 мм;

d)      2,5 -3 см

9.       Назовите вещество, играющее наиболее существенную роль в разрушении озонового слоя:

a)       углекислый газ;

b)      фреоны;

c)       сернистый газ;

d)      угарный газ

10.   Назовите вещество, играющее наиболее существенную роль в возникновении кислотных дождей:

a)       углекислый газ;

b)      фреоны;

c)       сернистый газ;

d)      метан

11.   Назовите вещества, играющие наиболее существенную роль в возникновении «парникового эффекта»:

a)       углекислый газ, метан, стратосферный озон;

b)      оксиды азота, сернистый газ, озон;

c)       хлорводороды, аргон, углекислый газ;

d)      оксиды азота, оксиды серы, озон

12.   Дождь называют кислотным, если концентрация ионов водорода (рН) по стандартной индикаторной шкале:

a)       не превышает 5,5;

b)      приближается к значению 7,0;

c)       изменяется в пределах 7- 7,5;

d)      превышает 8,5

13.   Повышение температуры приземного слоя атмосферы из-за увеличения в нем углекислого газа и некоторых других газов получило название:

a)       глобального потепления;

b)      парникового эффекта;

c)       энергетического кризиса;

d)      экологического кризиса

 

 

 

lastnext