2.2      Загрязнение гидросферы

 

   Согласно данным государственного мониторинга наблюдается ухудшение качества поверхностных водных объектов по гидрохимическому состоянию в черте гг Барнаула и Рубцовска, что связано с ростом объема сбрасываемых сточных вод и увеличением сброса количества загрязняющих веществ с 74072, 04 т в 1999 г до 76227, 54 т в 2000 г.

Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей природной среды Алтайского края в 2000 г.

 

 

Вопросы для повторения:

1.            Что входит в состав гидросферы Земли?

2.            Значение гидросферы в развитии Земли.

3.            Назовите основные причины возникновения водного дефицита на Земле.

4.            Что такое транспирация?

5.            Назовите основные виды загрязнений природных вод.

6.            Какие жизненные формы можно выделить по глубине водоема?

7.            Что такое бентос?

8.            Что такое планктон?

9.            Какую роль в жизнедеятельности водных экосистем играют донные отложения?

10.       Назовите главный лимитирующий фактор, от которого зависит жизнедеятельность водных экосистем?

11.       Какую роль играет СО2  в водных экосистемах?

12.       Назовите основные экологические последствия загрязнения природных вод.

13.       Как ведут себя тяжелые металлы в водных экосистемах?

14.       Чему равен коэффициент накопления вещества в организмах гидробионтов?

15.       Как ведет себя ртуть в водных экосистемах?

16.       Что такое метилирование ртути?

17.       Какое вещество вызывает болезнь Минамата?

18.       Какие последствия вызывает органическое загрязнение водных экосистем?

19.       Что такое эвтрофикация водоема?

20.       Какие последствия имеет тепловое загрязнение водных экосистем?

 

 

Прокомментируйте следующие высказывания:

1.            Мнение выдающегося геохимика А. Е. Ферсмана о том, что вода  является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни.

2.             «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Не только земная поверхность, но и глубокие – в масштабе биосферы – части планеты определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее существованием и ее свойствами».

В. И. Вернадский:

3.             «У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая река Волга или маленькая Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно… В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет!».

 Василий Песков.

4.            «Давно известна рыбацкая пословица: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба». Но нету ныне той глубины, где рыба спаслась бы от человека. Ее судьба теперь в наших руках, в сетях человеческого разума».

В. Смирнов – Семенов

5.            «Вода дороже золота».

 

6.             «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете…».

Антуан де Сент – Экзюпери

 

7.           Русский царь Петр 1 издал Указ 1 июля 1719 года, в котором говорилось, что если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь.

(Р. Гильзенбах. Земля жаждет: 6000 лет борьбы за воду, с319)

 

 

Выполните следующие задания:

Задание 1  Заполните пустые ячейки (рисунок 2.3) на схеме круговорота воды в биосфере:

кр2

Рисунок 2. 3 – Схема круговорота воды в биосфере

 

 

Задание 2  Тур Хейердал, известный ученый и путешественник, писал: «Я призываю отказаться от близоруких личных и национальных мерок, призываю осознать огромную ответственность перед нынешними и грядущими поколениями. Морские течения не считаются с политическими границами. Государства могут делить между собой сушу, но океан, не знающий неподвижности, океан, без которого невозможна жизнь, - всегда будет общим и неделимым достоянием человечества».

Но наше общее достояние - Мировой океан находится в опасности. Человечество истощает его ресурсы и загрязняет его; уменьшается видовое разнообразие обитателей, нарушаются экологические связи в океане.

Докажите, что океан является перспективным источником ресурсов и в то же время подвержен загрязнению как через атмосферные потоки, материковый сток, так и непосредственно за счет сброса веществ с судов и захоронения вредных отходов производства.

 

Задание 3 Изобразите схему обмена веществ и потока энергии в экосистеме аквариума, включающей водоросли и высшие растения; простейшие- инфузории, дафнии; моллюски; рыбы; бактерии; грибы, (используйте рисунок 2. 5 (пищевая цепь моря) в основном пособии).

Объясните, почему избыток солнечного света весной приводит к цветению воды, за счет чего происходит нарушение экологического равновесия в экосистеме аквариума?

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Тесты:

1.            Загрязнение природных вод бывает:

a)            органическое, неорганическое, биологическое, физическое, мусором;

b)           биологическое, минеральное, органическое, тепловое, радиоактивное, мусором;

c)            органическое, неорганическое, биологическое, физическое, мусором;

d)           физическое, биологическое, неорганическое, мусором;

2.            В водоемах по глубине можно выделить следующие жизненные формы:

a)            бентос, перифитон, планктон, нектон, нейстон;

b)           донные отложения водоросли, рыбы, моллюски;

c)            планктон, нектон, нейстон, бентос;

d)           рыбы, планктон, бентос, млекопитающие

3.            Бентос - это водные организмы, которые преимущественно живут:

a)            на дне;

b)           на водорослях;

c)            плавают у поверхности воды;

d)           в толще воды

4.            Планктон – это

a)            водные организмы, живущие на дне;

b)           плавающие организмы, перемещающиеся в соответствии с движением воды;

c)            водные организмы, прикрепленные к стеблям водорослей;

d)           свободноплавающие, способные к перемещению организмы

5.            Лимитирующим фактором для водных экосистем является:

a)            температура воды;

b)           содержание кислорода;

c)            содержание углекислоты;

d)           количество солнечного света

6.            Экологические последствия загрязнения вод тяжелыми металлами зависит от их способности по разному накапливаться в пищевых цепях, что зависит от:

a)            концентрации металла в воде;

b)           концентрации металла в организме гидробионта;

c)            коэффициента накопления металла различными видами организмов;

d)           химических свойств металла

7.            Какие тяжелые металлы наиболее опасны для водных экосистем?

a)            медь, никель, свинец;

b)           свинец, ртуть, кадмий;

c)            железо, цинк, никель;

d)           мышьяк, ртуть, железо

8.            Процесс повышения продуктивности озер (интенсивный рост водорослей, фитопланктона) называется:

a)            стратификацией;

b)           заиливанием;

c)            метилированием;

d)           эвтрофикацией.

9.            Загрязнение, какими органическими соединениями наиболее опасно для водных экосистем и человека:

a)            нефтью;

b)           углеводородами;

c)            хлорорганическими соединениями;

d)           бензином, керосином;

 

10.        Что такое метилирование ртути?

a)            растворение ртути в воде;

b)           токсическое воздействие ртути на водные организмы;

c)            переход металлической ртути в воде в более токсичные неорганические соединения;

d)           превращение неорганических соединений ртути в  высокотоксичные органические соединения с помощью водных микроорганизмов;

 

lastnext