2.3            Загрязнение литосферы

 

В крае почти повсеместно проявляются тенденции нарушения почвенного покрова в результате антропогенной деятельности. Увеличиваются площади земель, загрязненных выбросами промышленных предприятий, животноводческих комплексов и ферм. Свыше 2 тыс. га земель занято свалками промышленных и бытовых отходов.

Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей природной среды Алтайского края в 2000 г.

 

 

Вопросы для повторения

1.            Что такое почва?

2.            Почему почву называют биокосной системой?

3.            Что такое эдафические экологические факторы?

4.            Что такое детрид и гумус, их роль в почве?

5.            Приведите примеры групп почвенных организмов.

6.            Что такое эрозия почв?

7.            Какие виды эрозии почв вы знаете?

8.            Основные причины ветровой и водной эрозии почв?

9.            Назовите основные источники загрязнения почв?

10.       Что такое рекультивация почв?

 

Прокомментируйте следующие высказывания:

1.           «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик - в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…».

Ф. И. Тютчев

2.           «Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории Мира, как дождевые черви».

Ч. Дарвин

3.           «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». А. П. Чехов

4.            «Почва – кожа Земли. Эрозия ее разрушает, химия травит, свалки душат, без почвы нет, и не будет процветания».

Н. Ф. Реймерс. Экологический манифест

5.            «Но перед тем как взрезать начнешь незнакомое поле

Надобно ветры узнать и различные смены погоды,

Также отеческих мест постигнуть обычай и способ;

Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет:

Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится

Здесь плодам хорошо, а там зеленеет, не сеян

Луг…».

Вергилий

 

 

Выполните следующие задания:

Задание 1 Составьте схему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 2 За последнее столетие на Земле подвергалось эрозии 2 млрд га поверхности суши. Это составляет 27 % всех обрабатываемых земель. Подсчитайте, какова площадь обрабатываемых земель на планете?

 

Задание 3 Дождевые черви Ч. Дарвиным были названы почвообразователями планеты. Дождевые черви перерабатывают мертвые растительные остатки и навоз в усвояемое экологически чистое гумусовое удобрение.

Проделывая ходы в почве (за лето один червь делает в почве ходы общей длиной 20 м), черви рыхлят почву, а слизистые выделения на их коже скрепляют частицы, структурируют почву.

В суглинистых и супесчаных почвах на 1 м 2  может находиться до 450 особей,  в глинистых почвах –225 особей на 1 м 2  , в кислых почвах –25 особей на 1 м 2  ,масса одного червя в среднем составляет 0,2 г; такое же количество компоста он перерабатывает за сутки.

Какая биомасса червей находится на вашем садовом участке? Какова общая длина ходов червей в течение одного лета на этой территории? Какое количество компоста перерабатывают дождевые черви за три летних месяца на вашем участке?

 

Задание 4 Механические повреждения, загрязнение атмосферы, уплотнение почвы и другие неблагоприятные факторы отражаются в угнетенном состоянии растений: появлении дупел и трещин, различных повреждений коры, суховершинности, различных заболеваниях листьев (появлении бурых пятен, бесцветных участков, погрызов, галлов и др.) (рисунок 2. 4).

 Оцените состояние 10 ближайших к вашему дому деревьев и кустарников, выявите среди них процент поврежденных древесных растений, выскажите гипотезы о причинах благополучного или угнетенного состояния растительности возле вашего дома:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Рисунок 2. 4 - 1- галлы осиновой черешковой галлицы; 2 - галлы осиновой

двусторонней галлицы; 3- галлы липовой черешковой галлицы.

 

Задание 5 Проведите изучение экологического состояния территории университета по предложенной инструкции. В выводе укажите, что соответствует экологическим нормативам, а что не соответствует. Предложите свой проект реконструкции изучаемой территории.

 

Изучение экологического состояния территории университета

·                Опишите расположение вуза в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии вуз находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады. По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины, ателье т. п. должны отстоять от границ учебных заведений не менее, чем на 50 м, жилые дома - не менее, чем на 10 м, автострада - не менее, чем на 25 м.

·               Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по ближней автостраде за 1 час, за сутки (задание выполняется в том случае, если автострада расположена на расстоянии не далее 100 м от вуза). Определите приблизительно,  какое количество выхлопных газов от автомашин поступает в атмосферу микрорайона вуза в сутки, если известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксидов азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие ве­щества.

·                Изучите степень запыленности воздуха в различных местах околовузовской территории: со стороны жилых домов, предприятий торговли, автомагистрали, в глубине зеленой зоны вуза. Для этого соберите в указанных местах листья растений и приложите к их поверхности клеющуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите ее на лист белой бумаги. Сравните степень загрязненности листьев из разных мест, сделайте соответствующие выводы.

·               Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий, тротуары. Изучите растительность околовузовской территории. Начинайте с защитной полосы, расположенной на границе участка вуза. Она должна состоять из деревьев и кустарников и иметь ширину не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м. Определите видовой состав растений и опишите их расположение.

·               Подсчитайте количество деревьев и определите площадь кустарников (по периметру кроны), произрастающих на территории вуза. Подсчитайте, сколько деревьев и какая площадь кустарников приходится на одного студента вашего вуза. (По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50 м2 зеленых насаждений.)

       3.3            Определите, на каком расстоянии от здания вуза расположены деревья и кустарники. Сопоставьте полученные результаты с требованиями к озеленению околовузовской территории. На участке около учебных заведений расстояние между деревьями и зданием вуза должно быть не менее 10 м, а между кустарником и зданием - 5м.

       4.3            Определите, на каком расстоянии друг от друга растут на вашем участке деревья.

Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5-6 м, между широколистными -8-10 м. В городских условиях на одном гектаре должно располагаться от 90 до 150 деревьев.

1.             Известна роль зеленых .насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запыленность жилого микрорайона на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают 70-80% аэрозолей и пыли:

5.                  Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего околовузовского участка. Для этого подсчитайте количество деревьев и кустарников и опишите их видовой состав.

6.                  Сделайте вывод о роли зеленых насаждений вашего вуза в улучшении микроклимата микрорайона. На листовой поверхности взрослого растения вяза шершавого осаждается за летний период до 23 кг пыли, вязе перистоветвистом - до 18 кг, на иве - до 38. кг, на клене - до 33 кг, на сирени - до 1,6 кг, на акации о 0,2 кг, на лохе узколистном - до 2 кг.

b)                Зеленые насаждения защищают вуз от шумового загрязнения, снижают внешнюю шумовую нагрузку. Определите уровень шумовой нагрузки на околовузовскую территорию со стороны жилого массива, промышленных предприятий, автострады. Измерьте уровень шума у зеленой полосы со стороны автострады, и затем за зеленой полосой со стороны вуза. Нормативный уровень шума на этой территории должен быть не выше 45 дБ.

c)                 Известно, что с 1 м2 газонной травы в час испаряется до 200 г воды. Это значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте человеческого роста почти на 2,5° ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль, вблизи него легко дышится. Определите, какую площадь занимают газоны около вашего вуза. Опишите их состояние и ухоженность.

d)                Опишите участок околовузовской территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на территории около вуза. Предложите свой проект реконструкции благоустройства территории около вашего вуза.

 

Задание 6 В целом пестициды как загрязнители окружающей среды составляют менее 1% от общего числа загрязнителей. Однако поскольку это, как правило, сильно - действующие биологически активные вещества, они представляют серьезную опасность для биосферы и человека.

Пестициды (от лат. pestis - зараза и caeder - убивать) - вещества, проявляющие токсичные (биоцидные) свойства по отношению к различным группам вредителей, сорнякам и переносчикам опасных заболеваний человека и животных.

Пестициды помогают сохранить 18-20% урожая, и пока в сельском хозяйстве без них не обойтись.

Выясните, какие пестициды используются в районе вашего проживания. К какому классу они относятся (таблица 2.4) Выясните, какие характеристики и показания к применению они имеют. Какие проблемы возникают при их использовании? Подготовьте сообщение на эту тему.

 

Справочная информация!

Классификация пестицидов по их назначению для защиты организмов:

3.      инсектициды - от насекомых;

4.      гербициды - от сорняков;

5.      фунгициды - от грибковых заболеваний;

6.      родентициды - от грызунов;

7.      нематоциды - от почвенных паразитических червей;

8.      акарициды — от клещей.

 

 

Таблица 2. 4 - Характеристики различных по химическому составу групп

пестицидов

 

Группа пестицидов

Действие на организм человека и теплокровных животных

Устойчивость в организмах и в окружающей среде

Хлорорганические соединения

высокотоксичны

очень устойчивы; накапливаются в пищевых цепях

Фосфорорганичесские соединения

высокотоксичны

быстро разлагаются в почве и подвергаются гидролизу

Производные карбаматов

токсичны для нервной системы

быстро разлагаются в почве и подвергаются гидролизу

Производные феноксикислот

истощают энергетические запасы сорных растений

Сравнительно быстро разлагаются

Пестициды пиретроидной природы

малотоксичны

быстро разлагаются

 

 

Задание 7 При выборе покупателем сельскохозяйственной продукции существует так называемый «синдром Белоснежки». Мы, как и она, стремимся получить безукоризненную сельскохозяйственную продукцию – идеальные, без единого пятнышка яблоки, груши, зелень и т. д. В магазинах и на консервных заводах на такую продукцию устанавливаются самые высокие цены, а на нестандартную – самые низкие.

Подумайте, какими путями можно добиться поучения такой продукции. Можно ли сказать, что она является наиболее качественной?

Объясните, что такое экологически чистая сельскохозяйственная продукция и как в торговой сети ее можно определить?

 

Задание 8 Самое разрушительное влияние на почву оказывает эрозия – процесс захватывания частиц почвы и их выноса водой и ветром. Установлено, что вдоль асфальтированных дорог почвы в большей степени подвергаются эрозии.

Какой это вид эрозии – ветровая или водная и в чем ее причина? Как можно предотвратить такую эрозию почв?

 

Задание 9 Большой вклад в озеленение городов вносят газоны. Создание хорошего газона требует тщательного ухода. В «Романе без вранья» А. Мариенгофа один богатый американец, пораженный необыкновенным газоном в родовом парке английского аристократа, спросил у садовника, как ему на родине добиться такого газона. «Нет ничего проще…, вспашите, засейте, а когда взойдет, два раза в неделю стригите машинкой и два раза в день поливайте. Если так станете делать, через триста лет у вас будет такой газон».

С какой целью надо достаточно часто проводить стрижку газонной травы?

В городах каждую весну проводится большая работа по созданию газонов, но на следующий год приходится все повторять вновь, хотя высеивались многолетние травы. В чем причина такой неустойчивости новых (молодых) газонов в городе?

 

Тесты:

1. Почва – это:

a)      биокосное вещество;

b)      биогенное вещество;

c)      живое вещество;

d)    косное вещество;

2. Детрид – это:

a)        почвенные микроорганизмы;

b)        редуценты;

c)        отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений, животных;

d)      минеральные частицы.

3. Основателем научного почвоведения является:

a)      В. И. Вернадский;

b)     К. Мебиус;

c)      В. В. Докучаев;

d)    К. А. Тимирязев

4. Разрушение почвы с изменением ее физико-химических свойств, которое часто сопровождается переносом частиц с одного места на другое, называется:

a)           выветриванием;

b)           эрозией;

c)           выщелачиванием;

d)           инфильтрацией.

5.             Главнейшая роль почвы в биосфере:

a)    почва несет на себе растения и обеспечивает их питание;

b)   она защищает горные породы от разрушения;

c)    почва – среда жизни многих животных;

d)   почва - связующее звено в круговороте органических и минеральных веществ;

 

 

lastnext