Глава 5 Защита литосферы

 

…Аэродромы,

пирсы

и перроны.

Леса без птиц

И земли без воды…

Все меньше – окружающей природы,

Все больше – окружающей среды.

Р. Рождественский

 

Вопросы для повторения:

 

1.           Назовите основные причины возникновения проблемы отходов?

2.           Назовите основные виды отходов, поступающие в биосферу за счет техногенной деятельности человека?

3.           Назовите основные составляющие твердых бытовых отходов (ТБО), в чем опасность их для биосферы?

4.           Назовите основные способы обезвреживания ТБО.

5.           Как, на ваш взгляд, можно уменьшить количество  бытовых отходов?

6.           Что вы знаете об опыте переработки бытовых отходов в других странах?

7.           Назовите основные составляющие твердых промышленных отходов.

8.           Что вы знаете о вторичном использовании промышленных отходов, приведите примеры.

9.           Расскажите о причинах химического загрязнения почв. Как это может повлиять на здоровье человека?

10.      Какие на ваш взгляд природоохранные мероприятия необходимо соблюдать с целью рационального использования земель?

 

Прокомментируйте следующие высказывания:

 

1.           «Потеря верхнего слоя почвы – тихий кризис в отличие от землетрясений, извержений вулканов, и других стихийных бедствий; эта катастрофа, причина которой лежит в деятельности человека, разворачивается постепенно».

Лестер Браун

2.           «Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать землю от собственного усердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека прокормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная среда жизни».

Н. Ф. Реймерс

3.           «Вождь индейцев суквамиш так ответил белым пришельцам, которые хотели купить у него землю его племени: «Земля не принадлежит человеку, человек принадлежит Земле». Это было в 1854 году.

Курьер ЮНЕСКО. 1980, май, с 5

4.           «Мы не вписываемся в созданную нами же искусственную среду. Когда мы складывались как вид, наша психика и наш организм формировались космическими силами. Когда же космические огни, и шелест волн вдоль берега и шорох ветра в листве перестают быть неотъемлемой частью нашего бытия, теряются какие – то черты нашей личности. Думается, большинству людей, не совсем окаменевших среди бетона и камня, тесноты и шумов искусственной среды, присуще смутное или осознанное стремление вернуться к морскому берегу, реке, лесу». Рольф Эдберг

5.            «Будущее – не девственный остров, вырастающий из волн морских. Наше сегодня – вчерашний день следующего поколения, и грядущее этого поколения будет отмечено печатью наших нынешних дел и недоделок, подобно тому, как наше собственное сегодня – часть узора, плетение которого началось в далеком прошлом. От того, что мы делаем и чего не делаем сегодня, зависит – будет ли вообще у следующего поколения грядущее.

Планетные ресурсы на исходе…И все- таки еще не поздно, постанови мы жить на условиях, определенных нам Землей.  Так просто – и потому так трудно!».

Рольф Эдберг. Письма Колумбу. Дух долины. М.,1986.с166- 171

 

Выполните следующие задания:

 

Задание 1 Заполните пустые ячейки в структуре ТБО:

3

 

Задание 2 Предложите схему переработки ТБО вашего города, поселка:

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Задание 3 В настоящее время распространение получили три способа ликвидации мусора:

1.           Устройство специально оборудованных свалок (полигонов);

2.           Компостирование мусора (способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в случае бытовых отходов немногим более половины мусора. Органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешивают с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками).

 

3.           Утилизация на мусороперерабатывающих заводах.

 

 

Справочная информация, (2):

Таблица 5. 1 Сравнительная характеристика различных способов ликвидации мусора

 

Способ ликвидации мусора

Стоимость

утилизации

1 т мусора

(в долларах)

Степень

уменьшения массы мусора

Возможность

повторного использования мусора

1. Специально

оборудованная свалка

 

35

 

1/3

Нет

2.Компостирование

мусора

 

35-70

 

?

Есть (в виде удобрения)

3.Переработка мусора на мусороперерабатывающем заводе

 

55-70

 

9/10

Есть (для получения энергии)

 

 

Сравните эти способы, назовите преимущества и недостатки каждого из них:

 

Наименование способа

Преимущества

Недостатки

1.Специально оборудованная свалка

2.Компостирование мусора

3. Переработка мусора на заводе

 

Задание 4 Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья». Приведите примеры, подтверждающие эту точку зрения:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 5 Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени. Например, для разложения бумаги необходимо от2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет.

Предложите решения проблемы этих видов отходов:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 6 Сделайте анализ «мусорного ведра» своей семьи. Подумайте, как можно уменьшить объем отходов в вашей семье и как можно использовать вторично часть из них:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 7 Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов.

По поводу тяжелых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голову не придет принять дозу лекарств в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчете на то, что лекарство подействует в десять или сто раз быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа – это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача - терапевта».

Займите позицию такого «врача – терапевта». Какие запреты по применению ядохимикатов вы бы предложили?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 8 Проанализируйте какие удобрения, ядохимикаты используются на вашем приусадебном участке. Всегда ли правильно они применяются, соблюдаются ли правила их хранения, какие меры безопасности нужно соблюдать при их использовании?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

lastnext