Глава 7 Международное сотрудничество в области охраны

окружающей среды

 

…Разгадав множество тайн и, научившись подчинять себе, ход событий, он (человек) оказался теперь наделенным невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь.

Эта  новая роль человека возвышена и благородна, ибо ему предстоит выполнять те функции и принимать те решения, которые он ранее относил исключительно на счет мудрости Природы или считал прерогативой Провидения.

                                                     А. Печчеи

 

Вопросы для повторения:

 

1.           Почему на ваш взгляд во второй половине 20 века стало активно развиваться международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?

2.           На каких принципах осуществляется международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?

3.           Назовите основные международные конференции по окружающей среде?

4.           В каком году была создана Международная неправительственная организация «Римский клуб» и кто явился его организатором?

5.           На каком международном форуме была принята «Повестка дня на ХХI век» и концепция устойчивого развития?

6.           Когда состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио – де –Жанейро?

7.           Назовите основные документы, в которых отражены основные решения конференции в Рио – де – Жанейро?

8.           Какие Принципы экологически корректного поведения мирового сообщества на современном этапе приводятся в Декларации Рио по окружающей среде и развитию? Назовите основные из них.

9.           В основу какого нормативного документа РФ положены решения конференции в Рио?

10.      Оцените историческую роль конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио – де – Жанейро.

11.      Какие международные природоохранительные организации вы знаете?

12.      Что такое ЮНЕП, ее цели и задачи?

13.      Назовите основные направления деятельности ЮНЕСКО.

14.      Какова роль общественных экологических организаций в стратегии выживания человечества?

15.      Какие общественные экологические организации вы знаете?

16.      Какие общественные экологические организации действуют в вашем населенном пункте? В чем особенности их работы?

17.      Какова роль общественности в охране окружающей среды (на примере Алтайского края)?

18.      Какие существуют формы социального протеста против нарастающего загрязнения окружающей среды?

19.      Какие экологические даты вы знаете?

20.      Где и когда впервые был проведен День Земли, кто явился его организатором?

21.      Что вы знаете о деятельности Всемирного фонда охраны природы?

22.      Что вы знаете об общественном экологическом движении в России?

23.      Оцените роль российских «зеленых» в решении экологических проблем России.

24.      Где и когда прошла Конференция «Рио + 10», какие решения были приняты на ней?

 

 

Прокомментируйте следующие высказывания:

 

1.           «Человечество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени…?».

2.           «Экологические проблемы не признают государственных границ».

3.           «Мир – главный член того уравнения, в котором решаются вопросы развития, качества жизни и самореализации человека. Проблема мира должна быть понята во всей своей всеобъемлющей глубине – ведь мирное сосуществование насущно необходимо не только на всех уровнях, во всех областях деятельности человеческого сообщества, но и в отношениях Человека и природы…». А. Печчеи, Человеческие качества, 1977 г

4.           «…При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир». А. Печчеи, Человеческие качества, 1977 г

5.           «Не природа требует дальнейшего преобразования – человечество нуждается в новых устоях жизни».Н. Ф. Реймерс, Экологический манифест, часть 3

 

Выполните следующие задания:

 

Задание 1 Ключевую функцию  по координации деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в системе ООН осуществляет ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В ее материалах говорится: «Есть мир отдельной личности с ограниченным кругом ее интересов, познаний и взглядов: семья, забота о здоровье, дом. Но есть и мир всей планеты – земля, вода, воздух. Огромный, огромный мир, окружающий тебя».

Как вы думаете, касаются ли глобальные проблемы каждого жителя планеты, зависят ли их решения лично от вас?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2 Оцените деятельность общественных организаций по охране окружающей среды в вашем населенном пункте. Предложите эффективные формы работы для разных слоев населения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3 «Зеленым» Запада понадобилось более 20 лет, чтобы с ними стали считаться. Предложите пути укрепления позиций общественных экологических движений в России:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4 С. В. Лавров и Ю. Н. Гладкий, анализируя глобальные проблемы современности, выделяют пять основных групп:

· наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (1);

· проблемы преимущественно природно-экономического характера (2);

· проблемы преимущественно социального характера (3);

· проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (4);

· проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственную угрозу для будущего человечества (5).

Осмысливая предложенную классификацию, приведите несколько конкретных проблем, отражающих данные направления (заполните таблицу 5. 1).

 

 Таблица 5.1 - Глобальные проблемы современного мира

 

Группы глобальных проблем

Примеры проблем

1 группа

 

*    Предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле;

*_________________________________________

*________________________________________

*__________________________________________

2 группа

*   Экологическая;

* __________________________________________

* __________________________________________

* __________________________________________

3 группа

 *  Демографическая;

*__________________________________________

*__________________________________________

*___________________________________________

4 группа

   Региональные конфликты;

*__________________________________________

* __________________________________________

*___________________________________________

5 группа

  Освоение Космоса;

 *__________________________________________

 *__________________________________________


 

Задание 5 В 1987 г. был опубликован доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г. X. Брундтланд, в котором введено понятие «устойчивое развитие» (sustainable development). Оно трактуется следующим образом:

· …устойчивое развитие означает такое использование естественных ресурсов, вложение капиталов, технологический прогресс и институциональные изменения, которые будут покрывать как будущие, так и существующие нужды...
· ...устойчивое развитие -это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия:
     -  понятие потребностей, в частности, потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
     -  понятие ограничений, обусловленных состоя ем технологии и организации общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

          В 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где лидеры 179 стран Планеты приняли новую для мирового сообщества модель развития, основанную на концепции устойчивого развития.
         Академик Н. Н. Моисеев отмечает, что термин "sustainable development", который мы переводим как "устойчивое развитие", следует интерпретировать как стратегию перехода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы».
       На основании анализа высказанных положений предложите свою трактовку и графический образ понятия «устойчивое развитие».

Задание 6 На рисунке 5. 2 приведены четыре уровня Вашего личного участия в охране окружающей среды:
· изменение собственного образа жизни;
· влияние на политику властей;
· сотрудничество с экологическим движением;
· профессиональная природоохранная деятельность
       Изменение образа жизни может включать использование более экономичного автомобиля, сдачу макулатуры и бутылок, оборудование дома солнечными коллекторами или батареями, компостирование и рециклизацию пищевых и садовых отходов на Вашем газоне или в саду.
       Участие в политической жизни означает поддержу кандидатов, выступающих за охрану окружающей среды, петиции и манифестации в защиту природоохранных законопроектов. Кандидаты от экологических партий не будут выбраны, а экологически грамотные законы не будут приняты, если избиратели не выразят своего мнения.
       Членство в природоохранной организации помогает изменить, образ жизни и более активно участвовать в политических событиях. Вы сможете получать и распространять информацию о конкретных экологических проблемах и действиях, способствующих их разрешению. Вы ознакомитесь с законодательством по охране окружающей среды, что позволит Вам наиболее эффективно использовать свои усилия. Вы сумеете оказать определенное давление на власти. Демонстрант, выражающий свое личное мнение, мало влияет на законодателей. Если же гражданин представляет многомиллионную организацию, ведущую активные телефонные переговоры, рассылающую письма и, в конечном счете, перетягивающую на свою сторону голоса избирателей, с его мнением нельзя не считаться.
       В конечном счете, если действующее законодательство нарушается, влиятельные экологические организации могут многое сделать, привлекая виновников загрязнения или чиновников к суду. Для этого опять же нужна поддержка членов организации.
      И в конце концов, Вы можете заняться охраной окружающей среды профессионально. Разнообразие выбора здесь гораздо шире, чем традиционная работа с дикими животными, или устройство национальных парков. Множество юристов, врачей, медицинских сестер, работников социального обеспечения, учителей, журналистов, ученых и других профессионалов направили свои способности и знания на решение экологических проблем и выяснение связанной с ними опасности. Существуют бесчисленные направления бизнеса, занятого борьбой с загрязнением, рециклизацией и захоронением отходов, мониторингом и анализом окружающей среды, производством продукции без пестицидов, ее реализацией и т.д.
     Некоторые музыкальные группы завоевали известность благодаря песням, в которых поднимались экологические проблемы.
     Строители занялись реконструкцией внутригородских районов, отказавшись от участия в «расползании» мегаполисов... В самом деле, трудно представить сeбe род деятельности, который нельзя было бы связать с решением экологических проблем. 

 

· Подумайте, каким видом экологической деятельности Вы могли бы заняться, какая помощь Вам в этом нужна?

небел

Рисунок 5. 2 - Возможности природоохранной деятельности, (по Небелу Б.)

 

Задание 7 Подготовьте сообщение на тему: «Как охраняют природу ваши сверстники за рубежом?». Как можно использовать их опыт в вашем вузе?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8  В Приложении Р основного пособия приведен Календарь экологических дат. Предложите сценарий праздника (по вашему выбору). Какая помощь вам нужна в его реализации? Возможно ли его проведение в группе, во всем вузе?

 

lastimage002next