Приложение Д

 

Вопросы для контроля итоговых знаний по курсу «Экология»

Номер билета:

1

1. Что такое экология, какова ее структура, связь с другими науками? Необходимость экологических знаний для человека.

2. Что такое экологические факторы среды? Опишите их роль в жизнедеятельности живых организмов водной среды.

3. Расставьте объекты экологического изучения разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, сообщество.

 

№ 2

1. Экология как самостоятельная наука сформировалась в XX в. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древних времен? Свой ответ обоснуйте.

2. В чем состоит различие между понятиями «экологическая ниша» и «место обитание»?. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу?

3. На полях занятых сельскохозяйственными  культурами, часто происходят взрывы численности тех видов насекомых, которые никогда не размножались в таком количестве в природе. Почему это происходит?

 

№ 3

1. «Экология - наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?

2. На какие группы подразделяются экологические факторы среды?

3. Возможность самоочищения водоемов сильно снижаются при сбросе в них теплых сточных вод. Почему?

 

№ 4

1. Какой экологический фактор может ограничить нормальное развитие и жизнь организма -вплоть до полного вымирания? Какие законы отражают действие экологических факторов? Приведите примеры.

2. Что такое биосфера, что она включает в себя в соответствии с учением В. И. Вернадского?

3. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия деятельности человека на природную среду в месте вашего проживания.

 

№ 5

1. На основе материалов из курсов истории, биологии, экологии расскажите, как складывались отношения человека и природы по мере развития человеческой цивилизации?

2. Какова роль живого вещества в эволюции биосферы?

3. Какой должна быть экосистема космического корабля для полетов на долгие годы?

 

№ 6

1.     Какие из современных антропогенных факторов оказывает наиболее сильное влияние на жизнь гидросферы и атмосферы? В чем проявляется это влияние, в чем сущность происходящих процессов?

2.     Возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами - продуцентами и редуцентами?

3.     Дайте определение понятиям «сообщество», «экосистема», «биотоп», «биосфера», «живое вещество».

 

№ 7

1. Дайте характеристику составных частей биоценоза и приведите пример трофических цепей. Какие организмы относятся к продуцентам, консументам, редуцентам? Какие из них вносят наибольший вклад в формирование биомассы живого вещества на Земле?

2. Какими нормативами регламентируется содержание вредных веществ в атмосферном воздухе?

3. Что такое загрязнение природной среды, какие виды загрязнений вы знаете? Что является их причинами?

 

№ 8

1. Какие этапы прошла биосфера в процессе своей эволюции? Какое значение для развития внешней оболочки Земли имело возникновение жизни? В чем основное отличие живого вещества от косного?

2. Какие основные антропогенные источники загрязнения биосферы вам известны?

3. Дайте определение понятиям «экосистема», «автотрофы», «биосфера», «экологическая ниша», «биотоп», «биоценоз».

 

№ 9

1. В. И. Вернадский считал, что «человечество превратилось в мощную геологическую силу», согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры.

2. Один из крупнейших русских ученых К. А. Тимирязев, исследовавший фотосинтез растений писал, что растения выполняют космическую роль на Земле. Подтвердите его точку зрения.

3. Какими нормативами определяется содержание вредных веществ в воде водоемов, в зависимости от чего они устанавливаются?

 

10

1. Назовите основные источники загрязнения гидросферы и экологические последствия этих загрязнений?

2. Что такое эрозия почв и каковы меры борьбы с ней?

3. Дайте определение понятиям «мониторинг», ПДК, «биотоп», «экосистема», гетеротрофы, продуценты.

 

11

1. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми в конце XX в?

2. Назовите основные функции живого вещества в биосфере.

3. В чем состоит различие между понятиями «экологическая ниша» и «среда обитания»? Могут ли два вида занимать одну и ту же экологическую нишу?

 

12

1. Считаете ли вы, что на нашей планете экологическая катастрофа неизбежна? Что можно сделать для преодоления экологического кризиса?

2. В чем основная опасность загрязнения атмосферы? Назовите основные меры по ее защите.

3. Дайте определение понятиям «биотоп», «биоценоз», «экологическая ниша», «экосистема».

 

13

1. В. И. Вернадский писал: «Человек становится мощной геологической силой, способной изменить лик Земли». В чем проявляется антропогенная деятельность человека в биосфере?

2. Что такое экология, что она изучает?

3. Дайте характеристику составных частей биоценоза и приведите пример трофических цепей.

 

14

1. Расскажите о причинах разрушения «озонового слоя» и какими опасностями это грозит человечеству?

2. Один из «законов» Б. Коммонера гласит: «Все связано со всем», - как вы  понимаете, это, приведите примеры.

3. Назовите  абиотические факторы водной среды.

 

15

1. Один из «законов» Б. Коммонера гласит: «Природа знает лучше», как вы это понимаете, приведите примеры.

2. Назовите основные виды загрязнений атмосферы, их источники и экологические эффекты.

3. Основными компонентами биосферы по В.И. Вернадскому являются следующие:…

 

16

1. Один из «законов» Б. Коммонера гласит «все должно куда-то деваться», почему действие этого закона - одна из главных причин экологического кризиса?

2. Что представляют собой «кислотные дожди», из чего они состоят и как образуются?

3. В чем состоит различие между понятиями «экологическая ниша» и «среда обитания»?

 

17

1. Что такое «ноосфера»? Кто является автором учения о ноосфере, в чем его сущность?

2. Какие ресурсы используют для жизни зеленые растения, какую роль они играют в биосфере Земли?

3. Дайте определение понятиям «живое вещество», «экосистема», ПДК, «мониторинг».

 

18

1. Один из «законов» Б. Коммонера гласит: «Ничто не дается даром», - как вы понимаете его, приведите примеры.

2. Что такое биосфера, что она включает в себя по В. И. Вернадскому?

3. Назовите абиотические факторы почвенной среды.

 

19

1. Какими основными законами определяется действие экологических факторов на живые организмы? Приведите примеры.

2. Что такое смог, какие загрязнения атмосферы его вызывают?

3. Назовите основные составные части экосистемы? Опишите их на примере экосистемы пруда.

 

№ 20

1.В чем заключается особенность положения человечества в экосистеме Земли? Человек – биосоциальный вид, что это означает с экологических позиций?

2. Что такое экология? Какова ее роль в современном мире?

3. Составьте упрощенную схему «Структура экологии», выделив ее основные подразделения.

 

№ 21

1. Назовите основные факторы, от которых зависит устойчивость биосферы?

2. Какие экологические факторы определяют выживаемость вида? Нарисуйте кривые толерантности для организмов - стенобионтов и организмов - эврибионтов.

3. Что такое гомеостаз экосистемы?

 

№ 22

1Что такое пирамида энергии, как происходит передача энергии по пищевым цепям?

2. Как связаны между собой различные экосистемы Земли? Приведите примеры. Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой?

3. Дайте определение понятиям «ноосфера», «биогенное вещество», «живое вещество», «экологическая ниша».

 

№ 23

1.Что такое пирамида биомассы?

2. Дайте характеристику абиотических факторов наземной среды?

3. Назовите компоненты трофическое цепи «осина - заяц - лиса».

 

№ 24

1. Какими особенностями обладают водные экосистемы? Что является основным лимитирующим фактором для водных экосистем?

2. Назовите основные причины противоречий между обществом и природой в конце 70- 80 – х годов 20 века.

3. Назовите основные типы пищевых цепей.

 

№ 25

1. Назовите основные экологические эффекты, связанные с загрязнением гидросферы тяжелыми металлами, в чем их опасность для человека?

2. Какие загрязнения атмосферы вызывают фотохимический смог? Приведите примеры.

3. Что входит в понятие «экосистема»?

 

lastimage002next