Приложение Ж

 

Вопросы для контроля остаточных знаний

 по курсу « Экология»

 

Номер билета:

1

1.           «Экология – наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?

2.           В чем опасность химического загрязнения биосферы для человека?

3.           Считаете ли вы, что на Земле экологическая катастрофа неизбежна? Что можно сделать для преодоления экологического кризиса?

4.           Что такое «парниковый эффект»? К чему приведет его усиление?

5.           Оцените с экологических позиций лозунг: «Человек - царь природы!»

 

2

1.           Прокомментируйте определение экологии как науки об общих закономерностях взаимодействия природы и общества.

2.           Какие источники биологического загрязнения  среды вам известны?

3.           Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми в настоящее время?

4.           Что такое эрозия почв и каковы ее последствия?

5.           Дайте определение таким понятиям как «биосфера», «экосистема», «биотоп», «биоценоз», ПДК.

 

3

1.   Назовите основные источники обострения противоречий между обществом  и природой в современную эпоху?

2.   С помощью каких средств человек как биологический вид расширил экологическую область своего выживания?

3.   Из каких главных компонентов состоит экосистема? От каких факторов зависит устойчивое функционирование экосистем?

4.   Чем опасно разрушение «озонового экрана»? Можно ли сохранить его в современных условиях?

5.   Дайте определение таким понятиям как «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты».

 

№ 4

1.   Что такое «устойчивое развитие» и почему общество рано или поздно вынуждено будет принимать условия, диктуемые экологией?

2.   Перечислите основные компоненты биосферы и приведите их краткое определение.

3.   Сделайте описание любой (знакомой вам по экскурсиям) экосистемы с точки зрения трофических (пищевых) цепей.

4.   Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность антропогенного загрязнения атмосферы?

5.   Какие организмы вносят наибольший вклад в формирование биомассы живого вещества на Земле?

 

  5

1.   Как с современной точки зрения можно оценить идеи В. И. Вернадского о роли живого вещества в геологической истории Земли?

2.   Что характерно для современного этапа развития биосферы?

3.   Назовите основные причины демографического взрыва

4.    В чем заключается защитная роль земной атмосферы? Какое влияние оказывает ее загрязнение на здоровье людей, на растительность, погоду и климат?

5.   Что называют биогенными элементами?

 

6

1.   Почему действие «закона» Коммонера: «Все должно куда-то деваться» является причиной глобального экологического кризиса?

2.   Перечислите главные источники превышения естественного радиационного фона в Алтайском крае?

3.   Назовите основные экологические эффекты загрязнения атмосферы.

4.   Что такое фотохимический смог и как он образуется? Какую роль в его образовании играет автотранспорт?

5.   Что такое «мониторинг окружающей среды»?

 

7

1.   Что такое экология? Почему это слово еще совсем недавно известное лишь специалистам-биологам, в настоящее время приобретает всеобщую известность?

2.   Кто ввел термин «ноосфера»? Что он означает?

3.   Из каких главных компонентов состоит экосистема?

4.   Каковы экологические последствия загрязнения гидросферы ртутью?

5.   Вставьте пропущенные слова:

Совокупность  взаимосвязанных  и  взаимозависимых совместно обитающих различных видов живых организмов и условий их существования – это________

Биоценоз + биотоп =________________

Совокупность все экосистем Земли образует ____________________

 

№ 8

1.   Экология как самостоятельная наука сформировалась в XX веке, правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен? Свой ответ обоснуйте.

2.   Что такое «экологическая ниша»? В чем ее отличие от «среды обитания»?

3.   Назовите основные границы биосферы.

4.   Впишите после знака равенства название объектов экологии по составляющим их компонентам:

– Группа особей одного вида = это_____________

– Совокупность популяций разных видов = _______________

– Биотоп + биоценоз = __________________

– Совокупность всех экосистем Земли образует = _________________

 

№ 9

1.   В. И. Вернадский считал, что «человечество превратилось в мощную геологическую силу». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры.

2.   Назовите основные факторы устойчивости биосферы

3.   На какие основные группы подразделяются экологические факторы среды? Какой экологический фактор может ограничить жизнь организма?

4.   Объясните, как вы понимаете, что такое загрязнение природной среды.

5.   Вставьте пропущенные слова:

Совокупность всех экосистем Земли образует ______________.;

 биосфера и человечество (как ее неотъемлемая часть) переживает сейчас переход к очередной стадии развития ________________, т.е. сфере разума и новой жизни.

 

10

1.   Четыре основных «закона» экологии, сформулированные в афористической форме американским экологом Б. Коммонером, гласят: 1 - «Все связано со всем». 2 - «Все должно куда-то деваться». 3 - «Ничто не дается даром». 4 - «Природа знает лучше». Как вы понимаете смысл каждого из этих «законов»?

2.   Каково происхождение и действие кислотных дождей?

3.   Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящие в ней процессы?

4.   Оцените с экологических позиций лозунг: «Человек - царь природы!».

5.   Расставьте объекты экологии разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, сообщество.

 

lastimage002next