Тема 3 Основы инженерной психологии.

Эргономическое обеспечение безопасности труда

 

Номера тестов:

 

1.         Инженерная психология - это наука, изучающая:

a.      особенности умственного труда человека;

b.      психологические процессы и свойства человека, требования к техническим устройствам, вытекающие из особенностей человеческой деятельности;

c.       принципы проектирования систем с учетом психологических и физиологических особенностей человека;

d.      b + c варианты.

 

2.         Работоспособность человека протекает по следующим периодам (фазам):

a.      фаза мобилизации, фаза врабатываемости, фаза устойчивой работоспособности, фаза утомления (декомпенсации);

b.      предрабочее состояние, стадия нарастающей работоспособности, период устойчивой работоспособности, период утомления;

c.       период возрастания продуктивности за счет эмоционально – волевого напряжения, период снижения работоспособности и эмоционально – волевого напряжения, период восстановления;

d.      а + с варианты.

 

3.         Антропометрические характеристики определяются:

a.        размерами рабочего места; размерами тела человека и отдельных его частей;

b.        условиями труда;

c.         размерами тела человека и отдельных его частей;

d.        зонами досягаемости и видимости на рабочем месте.

 

4.         Динамические антропометрические характеристики используются для:

a.      определения объема рабочих движений, зон досягаемости и видимости;

b.      определения среднего размера отдельных его частей тела при проектировании рабочего места;

c.       расчета пространственной организации рабочего места;

d.      а + с варианты.

 

5.         К статическим антропометрическим характеристикам относятся:

a.        конструктивные параметры рабочего места;

b.        размеры отдельных частей тела человека;

c.         зоны досягаемости и видимости;

d.        а + b варианты.

 

6.         В зависимости от специфики принимаемых сигналов анализаторы человека подразделяются на:

a.        рецепторы;

b.        органы чувств;

c.         внешние и внутренние;

d.        a + b варианты.

 

7.         Минимальное значение воздействующего раздражителя, при котором возникает ощущение, называется:

a.      абсолютной чувствительностью к интенсивности сигнала;

b.      предельно допустимой интенсивностью сигнала;

c.       дифференциальной (различительной) чувствительностью к изменению интенсивности сигнала;

d.      болевым порогом.

 

8.         К основным психологическим характеристикам человека, влияющим на безопасность в системе "человек - машина" (СЧМ) относятся:

a.            анализаторы человека (внешние и внутренние);

b.            внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

c.             общение, обобщение, представления, запоминание, забывание, ассоциация, анализ;

d.            b + c варианты.

 

9.         В психологической деятельности человека различают следующие основные группы компонентов, влияющих на безопасность труда:

a.            психофизиологические производственные факторы;

b.            психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);

c.             психические свойства (качества личности);

d.            психическое состояние человека.

 

10.      Особые психические состояния, возникающие под влиянием внешних факторов и имеющие значения для психической надежности человека – оператора – это:

a.            пароксизмальные состояния (группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга и др.), сопровождающиеся утратой сознания;

b.            конфликт, неудовлетворенность, поведение срыва, тревога, страх, испуг, паника;

c.             утомление, монотонность труда, интеллектуальное напряжение;

d.            a + b варианты.

 

11.      К производственным психическим состояниям, возникающим в процессе трудовой деятельности, относятся:

a.            тревога, страх, испуг, паника, поведение срыва, неудовлетворенность, конфликт;

b.            умственное напряжение, интеллектуальное напряжение, сенсорное напряжение, монотония, политония, физическое напряжение, эмоциональное напряжение, напряжение ожидания, мотивационное напряжение, утомление;

c.             нервно – психические перегрузки;

d.            a + b варианты.

 

12.      К основным компонентам утомления (субъективные психические состояния) относятся:

a.            нервно – психические перегрузки;

b.            психофизиологические перегрузки;

c.             расстройство внимания, чувство слабосилия, переутомление анализаторов, нарушения в моторной сфере, дефекты памяти и мышления, ослабление воли, сонливость;

d.            a + b варианты.

 

13.      Назовите основные классы психологических причин создания опасных производственных ситуаций:

a.            нервно – психические перегрузки;

b.            эмоциональные перегрузки;

c.             нарушение мотивационной части действий, нарушение ориентировочной части действий, нарушение исполнительной части действий;

d.            a + b варианты.

 

14.      Назовите основные психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы:

a.      экономия сил, экономия времени, адаптация или недооценка опасности, самоутверждение в глазах коллег и в собственных глазах, стремление следовать групповым нормам коллектива, ориентация на идеалы, переоценка собственного опыта;

b.      привычка работать с нарушениями, стрессовые ситуации, склонность к риску, немотивированный бескорыстный риск;

c.       недостаточная надежность машин и механизмов, отсутствие необходимых приспособлений и инструмента, текучесть кадров, личностные факторы;

d.      b + c варианты.

 

15.      Назовите основные ошибки, допускаемые человеком – оператором на различных стадиях взаимодействия в системе "человек - машина" (СЧМ):

a.      ошибки операторские, ошибки контроля, ошибки управления коллективом, ошибки организации рабочего места, ошибки обращения с изделиями;

b.      ошибки при определении профессиональной пригодности, конфликтность, склонность к риску;

c.       ошибки проектирования, изготовления, технического обслуживания, контроля, внесение дополнительных ошибок;

d.      а + с варианты.

 

16.      Научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, называется:

a.      дизайном;

b.      маркетингом;

c.       эргономикой;

d.      научной организацией труда (НОТ).

 

17.      Назовите основные проблемы, которыми занимается эргономика:

a.      безопасность технологических процессов и производств;

b.      взаимодействие человека – оператора в СЧМ, факторы внешней среды, воздействующие на эффективность труда, нагрузка человека во время труда;

c.       конструкция и организация рабочего места, надежность СЧМ, связь между человеком и машиной и выбор единой системы визуальных связей;

d.       b + c варианты.

 

18.      При эргономической оценке рабочего места нужно учитывать:

a.      соответствие рабочего места антропометрическим характеристикам человека;

b.      соответствие рабочего места выполняемой работе (в положении "сидя", в положении "стоя");

c.       расположение рабочего места относительно источников опасных и вредных производственных факторов;

d.      а + b варианты.

 

19.      При эргономических обоснованиях высоты помещения и оборудования используют следующие антропометрические характеристики человека:

a.      длину тела с вытянутой рукой;

b.      высоту заданной точки над полом;

c.       рост человека в положении "сидя" и "стоя";

d.      рост человека в положении "стоя";

 

20.      Антропометрическая характеристика "высота глаз над полом" учитывается для:

a.      определения высоты рабочих поверхностей и размещения средств индикации;

b.      определения конструкции рабочего места в положении "сидя";

c.       определения зон обзора;

d.      а + c варианты.

 

21.      Органы управления машинами и механизмами размещают с учетом:

a.      длины тела с вытянутой рукой;

b.      значения сил, развиваемых руками, помня, что наибольшая сила у стоящего человека на уровне плеча, а у сидящего – на уровне локтя;

c.       длины руки, вытянутой вперед и в сторону;

d.      а + c варианты.

 

22.                        При проектировании рабочего места или пульта управления конструктор вместе с психологом и дизайнером должны учитывать:

 

a.        воздействие всех опасных и вредных производственных факторов на здоровье человека – оператора, способствующие снижению его надежности; возможность неполадок оборудования;

b.        объем умственной работы оператора (его психическое состояние и реакции);

c.         состояние окружающей производственной среды;

d.         а + b варианты.

 

23.                        Рабочее место в положении "сидя" должно проектироваться с учетом:

 

a.         экономичности;

b.         размеров орудий производства;

c.          обзора, удобства, оснащения, гигиены, безопасности, эстетики;

d.         размещения органов управления.

 

24.                        Объективность восприятия зрительной информации (при нормальной остроте зрения) зависит от ряда условий:

 

a.          определенного уровня освещенности поля зрения; наличия отвлекающих объектов;

b.          определенного уровня освещенности поля зрения; достаточной яркости объекта или поверхности;

c.          достаточного размера объекта различения; необходимого времени (экспозиции) для различения объекта;

d.          а + c варианты.

 

25.                        При разработке рабочего места следует свести к минимуму следующие неудобные с точки зрения физиологии положения тела:

 

a.          неподвижное положение "стоя", часто повторяемое наклонное положение спины (угол более 150 ), положение полусидя;

b.          постоянное поднятие тяжестей;

c.          вытянутые вперед или разведенные в сторону руки в течение продолжительного времени; физиологически неприемлемые неестественные или неудобные положения тела во время работы;

d.          b + c варианты.

 

 

Литература

 

1.      Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов (П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Погорных Е.А. и др. – М : Высшая школа, 1999 – 318 с.).

  1. Эргономика: Учебное пособие для вузов./Под ред. В.В. Адамчука. .: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. -254 с.
  2. Справочник по инженерной психологии/ Под ред. Б.Ф. Ломова .:    1982.- 368 с.
  3. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Уч.- М: Логос, 2001.- 356 с.
  4. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Влияние производственных факторов на физиологическую работоспособность организма и тяжесть труда. - Сратов: СПИ, 1983
  5. Инженерная психология./ Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1977. - 304 с.
  6. Боброва-Голинова Л.П., Мальцева О.М., Коханова Н.А. Эргономика и безопасность труда. - М.: Машиностроение, 1985.-112 с.

 

перейти на предыдущую страницуперейти на главную страницуперейти на следующую страницу