СТП 15.022 - 2004

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Система менеджмента качества

 

Образовательный стандарт

высшего профессионального образования АлтГТУ.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН.Ф.05  «ЭКОЛОГИЯ»

 

Алтайский государственный технический университет

им. И. И. Ползунова


 

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАН кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» ФПП АлтГТУ  им. И. И. Ползунова.

2 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

 

1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объёму дисциплины «Экология»  и условиям её реализации в АлтГТУ.

1.2 Действие стандарта распространяется:

-на студентов, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение»;

-на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по дисциплине.

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие государственные стандарты и стандарты АлтГТУ:

1)      ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

2)      ГОСТ 2.004-88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.

3)      ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

4)      ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

5)      СТП 12005-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов. Общие требования.

6)      СТП 12100-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.

7)      СТП 12200-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Дипломный проект (дипломная работа). Организация дипломного проектирования. Требования к оформлению.

8)      СТП 12700-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению.

9)      СТП 12 310 – 03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению.

3 Общие положения

 

3.1 Образовательный стандарт учебной дисциплины  ЕН. Ф. 05 «ЭКОЛОГИЯ» является основным документом, устанавливающим структуру, содержание и общие организационно – методические положения по реализации учебной дисциплины в вузе.

3.2 Стандарт дисциплины разработан на основе учебного плана  ГОС специальности 030500 «Профессиональное обучение» с учетом существующей материально – технической базы и имеющейся в вузе учебной и учебно – методической литературы.

 

4 Содержание дисциплины

4.1 Цели и задачи дисциплины

 

В курсе  рассматривается  сущность  экологических  процессов,  поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и  развитие биосферы  и  человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Цель курса - дать знания экологических законов, показать, что их  соблюдение  и  умелое использование необходимо для выживания человечества.

Задачи курса - формирование экологического мировоззрения студентов и подготовка их к изучению "Охрана окружающей среды" в курсе БЖД.

 

4. 2 Место дисциплины в учебном плане

В соответствии с учебным планом курс «Экологии» входит в естественно - научный цикл дисциплин и изучается в первом семестре.

Базой для усвоения дисциплины "Экология" являются химия, биология, физика, экология в объеме школьной программы.

 

4.3    Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

·         фундаментальные понятия общей экологии ((факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

·         о строении и функционировании экосистем (понятие экосистема, биоценоз как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

·         законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

·         о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

·         о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу;

·         о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

·         о динамике отношений системы «природа – общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы;

·         о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

·         о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование   оборотных систем водоснабжения);

·         об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых);

·         о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, меры борьбы с эрозией;

·         основные законодательные акты в области охраны окружающей природной среды.

Владеть следующими умениями:

·      интеллектуальными:

    • логично и последовательно раскрывать сущность и причины возникновения экологической проблемы, конкретизировать ее с помощью фактов глобального, регионального и локального уровней, используя для доказательства справедливости высказанной точки зрения не только логические, но и образные аргументы, в том числе аналогии, сопоставления, графические и иные доказательства;
    • оценивать экологические ситуации: поведение человека в окружающей среде, состояние природных условий, запасы природных ресурсов и характер их использования, приводя конкретные примеры;
    • заботиться о будущем, то есть высказывать предположения о возникших последствиях и результатах деятельности человека, делать выводы научного и нравственного плана;
    • формулировать предписания и запреты экологического характера, обосновывая их целесообразность с точки зрения сохранения среды жизни человека;
    • выражать свое нравственное и эстетическое отношение к природе творческими средствами: написать призыв, лозунг, составить листовку, создать рисунок, плакат, рассказ, стихотворение и т. п.;

·      практическими:

o   использовать знания о способах охраны окружающей среды и бережного отношения к природе в трудовой, общественно полезной, пропагандистской деятельности;

o   планировать и выполнять коллективные и индивидуальные виды работ по охране окружающей среды;

o   пропагандировать идеи заботливого, бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, электроэнергии, воде, продуктам питания, среди учащихся;

o   поведенческими: соблюдать экологические нормы и правила в своей профессиональной деятельности, быту.

4.4 Паспорт дисциплины

 

ЕН.Ф.05  «ЭКОЛОГИЯ»

Объем дисциплины 68 час

 

         Распределение по семестрам: Лекции – 17 час; практические занятия – 17 час; СРС – 34 час

Содержание дисциплины разработано  в соответствии с квалификационными требованиями государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, специальность 030500 «Профессиональное обучение»,  утверждён 27 марта 2000 г, рег. №237 пед/ сп.

Содержание дисциплины приведено в рабочей программе дисциплины в приложении А.

 

4.5 Использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины

 

Комплект видеофильмов «Спешите спасти планету». Программа тестового контроля текущих знаний на ПЭВМ. Методические материалы к практическим занятиям и СРС, включая программу тестового контроля текущих знаний в режиме «Тренировка» размещены на сайте: http:// astu.alt.ru/~lzm.

 

4.6 Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине

 

Самостоятельное изучение материалов, не изучаемых на лекциях, подготовка реферата  и сообщений для выступлений на практических занятиях (семинарах), конференции «Экология моей малой Родины».

 

4.7 Элементы научного поиска при изучении дисциплины

 

Реферирование научной и периодической литературы по наиболее сложным и актуальным темам дисциплины, использование возможностей Интернет,  участие в конференции «Экология моей малой Родины».

 

4.8 Рейтинговая система оценки индивидуальной учебной деятельности студентов

 

Оценка индивидуальной деятельности студентов по дисциплине складывается из следующих видов работ (ответы на семинарах, тестовый контроль, реферат, контрольный опрос и др.)и оценивается в баллах (максимальное число баллов -50), в долях единицы (вся работа в семестре- 0,6, зачет- 0,4).

Оценка учебной  индивидуальной деятельности проводится путём определения средней (итоговой) оценки из оценок, полученных студентом в течение семестра.

 

4.9 Формы и содержание итоговой и промежуточной аттестации по дисциплине. Контролирующие материалы

 

4.9.1 Форма итогового контроля знаний студентов по дисциплине: зачёт.

Вопросы контроля итоговых знаний по курсу «Экология» представлены в приложении Б.

4.9.2 Форма промежуточной аттестации в процессе обучения дисциплине: реферат, контрольный опрос по темам курса с использованием контрольных вопросов, содержащихся в учебном пособии «Экология и защита биосферы».

Тесты текущего контроля знаний по дисциплине приведены в (Приложении В).

 

4.10 Специфические особенности преподавания дисциплины

 

В дисциплине рассматриваются (по ГОС) вопросы: биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека. Глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и храны природы. Основы экономики природопользования. Экозащитная техника и технологии. Основы экологического права, профессиональная ответственность. Международное сотрудничество в области окружающей среды. Практикум по экологии.

Преподавание дисциплины «Экология» базируется на теоретических знаниях, практических навыках полученных в школе. Особенностью преподавания данной дисциплины является широкое использование в учебном процессе данных по состоянию экологической обстановки в месте проживания студента, в крае, нормативных документов, регламентирующих права и обязанности граждан в области окружающей среды, данных об усилиях мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды. Это предполагает широкое использование  в учебном процессе данных научной, периодической литературы, использование возможностей Интернет.

 

4.11 Контроль за соблюдением требований стандарта

 

Контроль за исполнением требований стандарта осуществляют:

-         заведующий кафедрой Безопасности жизнедеятельности;

-         комиссия менеджмента качества образования  ФПП;

-         отдел менеджмента качества образования университета.

 

Приложение А РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Приложение Б ТЕСТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Приложение В ТЕСТЫ ОСТАТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Приложение Г ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

перейти на предыдущую страницуперейти на главную страницу