СТП 16.046 - 2004
СТАНДАРТ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Система
менеджмента качества
Образовательный
стандарт
высшего
профессионального образования АлтГТУ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Ф. 06 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН кафедрой «Безопасности жизнедеятельности» ФПП АлтГТУ им. И. И. Ползунова.
2 В стандарте использованы следующие нормативные документы:
1.
СТП 12 310 – 03
«Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре,
содержанию и оформлению»;
2.
СТП 12 300 – 01
«Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования».
3.
СТП 12 100 – 02
«Требования к фонду квалификационных заданий и тестов».
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования
к содержанию, структуре, объёму дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и условиям её реализации в АлтГТУ.
1.2 Действие стандарта распространяется:
- на студентов, обучающихся по направлению подготовки
дипломированного специалиста 651200 «Энергомашиностроение», по специальности
101300 «Котло- реакторостроение»,
В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие государственные стандарты и
стандарты АлтГТУ:
1) ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
2) ГОСТ 2.004-88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.
3) ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
4) ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
5) СТП 12005-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов. Общие требования.
6) СТП 12100-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.
7) СТП 12200-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Дипломный проект (дипломная работа). Организация дипломного проектирования. Требования к оформлению.
8) СТП 12700-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению.
9) СТП 12 310 – 03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению.
3 Общие положения3.1 Образовательный стандарт учебной дисциплины
ОПД. Ф.06 «Безопасность жизнедеятельности» является основным
документом, устанавливающим структуру, содержание и общие организационно –
методические положения по реализации учебной дисциплины в вузе.
3.2 Стандарт дисциплины разработан на основе учебного
плана Государственного образовательного
стандарта направления подготовки дипломированного специалиста высшего
профессионального образования 651200 «Энергомашиностроение» от 27. 03. 2000
рег. № 213 тех/дс, специальность 101300 «Котло-реакторостроение» с учетом существующей материально –
технической базы и имеющейся в вузе учебной и учебно – методической литературы.
4.1
Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина
«Безопасность жизнедеятельности» обязательная общепрофессиональная дисциплина, в
которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой
обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от
негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучением дисциплины достигается
формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной
профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности
человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и
здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных
условиях.
Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями
и практическими навыками, необходимыми для:
·
создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах
трудовой деятельности и отдыха человека;
·
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного,
техногенного и антропогенного происхождения;
·
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от
негативных воздействий;
·
проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и
объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и
экологичности;
·
обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в
штатных и чрезвычайных ситуациях;
·
принятия решений по защите производственного персонала и населения от
возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения
современных средств поражения, а также, принятия мер по ликвидации их
последствий;
·
прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их
действия.
В дисциплине
рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания;
принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;
основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические
последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов,
принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности,
экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
основы проектирования и применения экобиозащитной техники; методы исследования
устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в
чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка
моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и
производственного персонала, объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том
числе и в условиях ведения военных действий; и ликвидация последствий аварий,
катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и
организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление
условиями жизнедеятельности; требования к операторам технических систем и
инженерно – техническим работникам по обеспечению безопасности и экологичности
деятельности.
4. 2 Место дисциплины в учебном плане
В соответствии с учебным планом курс «Безопасности жизнедеятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирован на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов, базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно - научных и общепрофессиональных дисциплин. Его изучение проводится на завершающем этапе формирования специалиста в седьмом семестре. Знания, полученные при изучении курса используются в курсах спецдисциплин и дипломном проектировании.
4.3 Требования к знаниям, умениям и навыкамВ результате
изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен
·
знать: теоретические основы безопасности
жизнедеятельности в системе «человек -среда обитания»; правовые,
нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности:
основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих,
вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих
факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности,
экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и
технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных
ситуаций и разработки моделей их последствий;
· уметь: проводить контроль
параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным
требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности
производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по
повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать
мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных
ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и
других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина
ОПД.Ф .06
«Безопасность жизнедеятельности»
Направление
651200 «Энергомашиностроение»,
Специальность
101300
«Котло-реакторостроение»
Форма
обучения дневная
Объем
дисциплины: 187 час (7 семестр, 34 час лекции, 17 час практические занятия, 17
час лабораторные работы, СРС - 119 час, зачет, экзамен)
Содержание дисциплины разработано в соответствии с квалификационными
требованиями Государственного образовательного стандарта направления подготовки
дипломированного специалиста высшего профессионального образования 651200 «Энергомашиностроение»
от 27. 03. 2000 рег. № 213 тех/дс, специальность 101300
«Котло-реакторостроение».
Содержание
дисциплины приведено в рабочей программе дисциплины в приложении А.
4.4.1 Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность
технологических процессов и производств (охрана труда): учебное пособие для
вузов (П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Погорных Е.А. и др. – М : Высшая школа, 1999 –
318 с.-85 экз.
2. Безопасность
жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Под
общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2001. - 448 с. – 114 экз.
4.4.2 Дополнительная литература
Перечень
дополнительной литературы приведен в рабочей программе Приложение А.
4.5 Организация
самостоятельной работы студентов по дисциплине
Самостоятельная проработка
материалов, не изучаемых на лекциях, подготовка к выполнению лабораторных
работ, оформление отчетов, написание реферата, подготовка к тестовому контролю
текущих знаний по изучаемым самостоятельно темам.
4.6 Элементы научного
поиска при изучении дисциплины
Реферирование научной и
периодической литературы по наиболее сложным и актуальным темам дисциплины.
4.7 Рейтинговая система
оценки индивидуальной учебной деятельности студентов
Оценка индивидуальной деятельности студентов по
дисциплине складывается из следующих видов работ и оценивается в баллах
(максимальное число баллов -100), в долях единицы (вся работа в семестре- 0,5,
экзамен- 0,5).
4.8 Формы и содержание
итоговой и промежуточной аттестации по дисциплине. Контролирующие материалы
4.8.1 Форма итогового контроля знаний студентов по
дисциплине: зачёт, экзамен.
4.8.2 Форма промежуточной аттестации в процессе
обучения дисциплине: отчеты 1, 2, контрольный опрос, тестовый контроль 1, 2,
3.
Тесты текущего контроля знаний по дисциплине приведены
в Приложении Г.
В дисциплине рассматриваются (по ГОС): человек и среда обитания; характерные состояния системы «человек – среда обитания»; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы; их воздействие на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно – технические основы управления; системы контроля требований безопасности и экологичности; основы электробезопасности; особенности аварий на объектах энергомашиностроения; проблема токсичных производственных выбросов; пожарная безопасность; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
Контроль за
исполнением требований стандарта осуществляют:
-
заведующий
кафедрой Безопасности жизнедеятельности;
-
комиссия менеджмента
качества образования ФПП;
-
отдел менеджмента
качества образования университета.
Приложение А РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Приложение Б ТЕСТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Приложение В ТЕСТЫ ОСТАТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ