СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Система менеджмента качества

 

Образовательный стандарт

высшего профессионального образования АлтГТУ.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД. Ф. 06 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

 

1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объёму дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  и условиям её реализации в АлтГТУ.

1.2 Действие стандарта распространяется:

-на студентов, обучающихся по направлению подготовки дипломированного специалиста 653500 «Строительство», по специальности  290800 «Водоснабжение и водоотведение»;

-на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по дисциплине.

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие государственные стандарты и стандарты АлтГТУ:

 

1)      ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

2)      ГОСТ 2.004-88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.

3)      ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

4)      ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

5)      СТП 12005-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов. Общие требования.

6)      СТП 12100-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.

7)      СТП 12200-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Дипломный проект (дипломная работа). Организация дипломного проектирования. Требования к оформлению.

8)      СТП 12700-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению.

9)      СТП 12 310 – 03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению.

 

3 Общие положения

 

3.1 Образовательный стандарт учебной дисциплины  ОПД. Ф.06 «Безопасность жизнедеятельности» является основным документом, устанавливающим структуру, содержание и общие организационно – методические положения по реализации учебной дисциплины в вузе.

3.2 Стандарт дисциплины разработан на основе учебного плана  Государственного образовательного стандарта направления подготовки дипломированного специалиста высшего профессионального образования 653500 «Строительство» от 7 марта 2000 рег. №12 тех/дс, специальность 290800 «Водоснабжение и водоотведение» с учетом существующей материально – технической базы и имеющейся в вузе учебной и учебно – методической литературы.

4 Содержание дисциплины

4.1 Цели и задачи дисциплины

 

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

·    создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

·    идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

·    разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

·    проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

·    обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

·    принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также, принятия мер по ликвидации их последствий;

·    прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники; методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала, объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий; и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности; требования к операторам технических систем и инженерно – техническим работникам по обеспечению безопасности и экологичности деятельности.

 

4. 2 Место дисциплины в учебном плане 

В соответствии с учебным планом курс «Безопасности жизнедеятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирован на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов, базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно - научных и общепрофессиональных дисциплин. Его изучение проводится на завершающем этапе формирования специалиста  в восьмом семестре. Знания, полученные при изучении курса, используются в курсах спецдисциплин и дипломном проектировании.

4.3      Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен

·        знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности: основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий;

·        уметь: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

4.4 Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине

 

Самостоятельная проработка материалов, не изучаемых на лекциях, подготовка к выполнению лабораторных работ, оформление отчетов, написание реферата, подготовка к тестовому контролю текущих знаний по изучаемым самостоятельно темам.

 

4.5 Формы и содержание итоговой и промежуточной аттестации по дисциплине. Контролирующие материалы.

 

4.5.1 Форма итогового контроля знаний студентов по дисциплине: зачёт.

Вопросы контроля итоговых знаний по курсу «Безопасность жизнедеятельности» представлены в приложении Б.

 

4.5.2 Форма промежуточной аттестации в процессе обучения дисциплине: отчеты 1, 2, контрольный опрос, тестовый контроль 1, 2, 3.

Тесты текущего контроля знаний по дисциплине приведены в (Приложении Г).

 

4.6 Специфические особенности преподавания дисциплины

 

В дисциплине рассматриваются (по ГОС): характеристика опасных и вредных факторов среды обитания; физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов в производственных условиях;  методы и средства повышения  безопасности технологических процессов в условиях строительного производства.  Электробезопасность. Характеристика чрезвычайных ситуаций; экобиозащитная техника.

 

4.7 Контроль за соблюдением требований стандарта

 

Контроль за исполнением требований стандарта осуществляют:

-         заведующий кафедрой Безопасности жизнедеятельности;

-         комиссия менеджмента качества образования  ФПП;

-          отдел менеджмента качества образования университета.

 

Приложение А РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Приложение Б ТЕСТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Приложение В ТЕСТЫ ОСТАТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Приложение Г ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

перейти на предыдущую страницуперейти на главную страницуперейти на следующую страницу